Конские маски Древнего Алтая КОНСКАЯ МАСКА (ГЭ № 1295-458) В Первом Пазырыкском кургане с усопшим вождём были погребены десять лошадей рыжей масти в богато украшенном конном снаряжении. На головах двух коней находились маски. Особый интерес вызывает одна из них, сшитая из тёмно-коричневого войлока толщиной 3-5 мм, покрытого сверху тонкой кожей. К верхней части маски прикреплены, выполненные почти в натуральную величину, рога, имитирующие рога благородного оленя (марала). Они сшиты выворотным швом из толстой свёрнутой трубочкой кожи и обтянуты тонкой кожей. Кожаные рога оленя сплошь покрыты прорезным орнаментом, состоящим из неправильной формы треугольников, ромбов и завитков, выкрашенных в красный цвет, с наложенными местами золотыми кружками. М.П. Грязнов отметил, что прорези в древности были покрыты листовым оловом, а в двух местах — золотом. Однако в настоящее время следы металла на рогах отсутствуют. К каждой ветви рога пришиты по семь отростков. Два передних — «глазничный» и «ледяной» — сближены друг с другом, третий — загнут крючком. Ни у одного реального вида оленей такой формы отростков не бывает. Последующие отростки, как и первые два, имеют по три ответвления, украшенные пучками конских волос красного цвета. По обе стороны от рогов пришиты кожаные уши. В основании маски имеются специальные отверстия, в которые просовывались уши коня. Щёчные поверхности маски оформлены в виде фигурных лопастей, орнаментированных так же, как и рога. Возможно, эти лопасти символически изображают тело оленя. Края щёчных лопастей скреплялись двумя кожаными ремнями, которые завязывались под челюстью. Большая часть маски — рога, уши, щёчные лопасти — была окрашена в красный цвет. На переднюю часть маски наклеено изображение тигра или гепарда, вырезанное из меха. Контуры его головы и лап переданы схематично. Вся фигура окрашена в синий цвет и покрыта золотыми кружками. Хищник распластался в прыжке, мордой и передними лапами он как бы вцепился в голову оленя. Таким образом, маска в целом воспроизводит один из популярнейших сюжетов древнеалтайского искусства — борьбу животных, где мотивы оленя, тигра и коня оказались завязанными в сложный композиционно-смысловой узел. По материалам: Баркова Л.Л. Конская маска из Первого Пазырыкского кургана. Материалы и исследования по археологии Евразии. / АСГЭ. Вып. 34. СПб: 1999. "Конские" маски народов мира: https://vk.cc/7MFsVx Маски Древнего Мира: https://vk.cc/7MFOq7